Проблемы мотивационной деятельности на уроках русского языка и литературы

03.03.2015 15:15

Нижнешибряйский филиал МБОУ Моисеево – Алабушской сош

 

 

 

Доклад

 

 

Проблемы мотивационной деятельности на уроках русского языка и литературы

 

 

Подготовила

учитель русского

языка и литературы

Дробышева Ирина Анатольевна

 
 
 
 
 
 
 
Август 2014 год

Многие из работающих в школе, наверное, постоянно задают себе вопрос: « Почему дети в наш просвещенный век не интересуются учебой так, как нам хотелось бы?»

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и

воспитания личности. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии, актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся , родителей и учителей.

В наше время дети относятся к учѐнию совершенно безразлично, дети невнимательны, у них нет мотивации. Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспеваемости. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять, как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.

Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно, необходимо развитие мотивации обучения. ИКТ являются одними их средств развития такой мотивации.

Основой успешной учебной деятельности любого школьника является

высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.

Изменяется общество, изменяется подрастающее поколение, их взгляд на мир. Соответственно, изменяется социальный заказ общества школе. Сегодня мы уже не встретим учеников, которые всем классом будут зачитываться одной книгой, молча и безропотно выполнять все задания и требования учителя.

Изменились и требования к современному уроку. Современный урок - это урок, который стоит на уровне своего века, отвечает требованиям своего времени.

Поэтому в своей педагогической деятельности при подготовке современного урока большую роль уделяю мотивации обучения. Считаю, что «мотивация гораздо больше, чем способности, определяет поведение и действие ученика».

Мне, как и каждому учителю, известна такая ситуация: ученик может учиться, но он ленив, ко всему относится спустя рукава. Очень часто у ученика нет желания учиться или он утратил это желание.

Для меня стало очевидным, что высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей ученика.

Работая по осуществлению мотивации обучения, пришла к выводу, что

мотивация - одна из сложнейших современных педагогических проблем.

Готовясь к уроку, всегда ставлю перед собой вопрос: как преодолеть равнодушное отношение к учению, ко всему новому? Что делать, чтобы

победить реакцию «Не хочу!»? Можно ли учителю управлять развитием

мотивационной сферы школьника? Как повысить мотивацию ребят? Как

увлечь их знанием нового? Именно эти вопросы я стараюсь разрешить в

своей педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы. Причем, мы задумываемся, каковы же причины снижения мотивации. Как мы все знаем, это и перегруженность программ, увеличение количества уроков в день, оторванность изучаемого материала от жизни, от потребностей обучающегося.

Каждый учитель пытается влиять на мотивацию ученика. Это прежде всего взаимодействие учителя и ученика на уроке: учитель поддерживает ученика в его развитии, в его уверенности в достижении цели, в формировании самооценки.

При подготовке каждого урока направляю учебную деятельность на достижение конкретных целей. Здесь я полностью согласна со словами Марка Твена, который заметил, что « кто не видит конечной цели, очень

удивляется, что пришѐл не туда». Для реализации этих целей очень важно

сформировать у учащихся ярко выраженные мотивы, потребности в их

деятельности.

Для того, чтобы у ученика было желание учиться, он должен чувствовать необходимость в знаниях и интерес к ним. На мой взгляд, это зависит во многом от личности и деятельности учителя, отобранного им материала и методов преподавания. Такая мотивация основана на положительных эмоциях, которые вызывает учитель у ребят:

- симпатия или любовь к учителю;

- интересное ведение учителем уроков;

- наглядность;

- технические средства обучения;

- использование учителем ИКТ.

Пришла к выводу, что мотивацией к обучению может также быть:

- интерес к предмету у ученика;

- желание хорошо овладеть предметом, чтобы потом успешно пройти ЦТ и поступить в ВУЗ;

- желание заслужить одобрение друзей, одноклассников;

- стремление учиться лучше, чтобы выполнить обещание, данное родителям.

Хотелось бы отметить, что, изучая учащихся, я увидела в них различные уровни мотивации обучения.

Высокий уровень. У таких детей есть познавательный мотив. Они добросовестны, сильно переживают, если получают низкую отметку.

Достаточный уровень. Это хорошая учебная мотивация. Ребята успешно и ровно работают на уроке.

Средний уровень. У учащихся положительный интерес к школе. Они хорошо чувствуют себя в школе, но больше любят внеклассную деятельность, а, к сожалению, учебный процесс их мало интересует.

Удовлетворительный уровень. У учащихся низкая школьная мотивация. Такие ученики посещают школу неохотно, пропускают занятия. На уроках они часто занимаются посторонними делами, играми, у них большие трудности в учении.

Я бы выделила и самый низкий уровень мотивации наших учащихся: у них негативное отношение к школе, они имеют серьезные трудности в обучении, не справляются с учебной деятельностью, у них проблемы с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, нахождение в ней для них невыносимо.

Дети в школе с разным уровнем развития, поэтому стараюсь корректировать задания как на уроке, так и домашние. Для сильных учеников подбираю дополнительные задания. Дети могут рассказать о том, что у них вызвало затруднения, как они с этим справились или не справились. Все участвуют в беседе. Всегда нужно позволять ученику видеть результат своего труда, поощрять его, обсуждать причины неудач. Главное, чтоб была атмосфера доверия, доброжелательности, чтобы ученик мог свободно высказывать свои мысли.

Я стараюсь необычно вести урок. Например, иногда начинаю не с традиционной проверки домашнего задания, а с вопроса: « Что необычного увидели сегодня по дороге в школу?». Это не просто «что увидели», а «что необычного увидели». Каждый начинает размышлять, высказывать свое. Заметила, что значительный результат дает метод наглядности. Его я реализую через использование материалов кабинета русского языка и литературы: иллюстрации к произведениям, иллюстрации картин художников, портреты писателей, поэтов, литературных критиков, деятелей культуры. Иллюстративный материал широко представлен в предметном кабинете, он пополняется и систематизируется. Мною он использовался при изучении различных тем.

Применяю игровые технологии на уроках. У детей воспитывается терпение, формируется аккуратность, умение доводить дело до конца, работать сообща, прислушиваться к мнению товарищей, вырабатываются навыки публичного выступления.

«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания»,- утверждал Ф. И. Буслаев. И поэтому я всегда стараюсь разнообразить задания, методы ведения уроков.

Использую в своей практике просмотр экранизаций художественных произведений.

В моей работе мне помогают кружки, т. е. занятость детей в дополнительном образовании .Я вела кружок « Верь в себя» в старших классах и кружок « Занимательная грамматика» в младших классах(отрезок презентации). Я оставляю детей после уроков, занимаюсь дополнительно: выполняем домашние задания, пишем сочинения, разгадываем кроссворды, шарады, работаем со словом, рисуем по теме.

Обучение на уроках русского языка и литературы, направленное на мотивацию учащихся, формирует у них способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из неѐ, обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности, развивает такие черты, как умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в общение, проявляя при этом толерантность, необходимый такт, взаимопонимание. А эти качества очень необходимы выпускнику современной школы, который вступает во взрослую жизнь.